Экономика совместного потребления (ЭСП)
Sharing Economy
Sharing Economy - исследование экономики совместного потребления в России становится все более важным для России, особенно в парадигме перехода к цифровой экономике - направления, которое заметило и развивает государство. Компании, стартапы в данном сегменте появляются достаточно активно, это связано с тем, что цифровая и мобильная экономики все больше проникают в нашу повседневную жизнь.
Содержание |
В России
2019: Данные РАЭК
По данным РАЭК и ТИАР-Центра, объем транзакций онлайн-сервисов совместного потребления (шеринг-сервисов), работающих в России, по итогам 2019 г. составит около 769,5 млрд руб. и покажет рост в 50% по сравнению с результатами прошлого года.
Лидером шеринга в России является сегмент С2С продаж (порядка 566 млрд руб.). За ним следуют онлайн-биржи труда, или сервисы Р2Р услуг (140 млрд руб.), каршеринг (20,5 млрд руб.), капулинг (17,8 млрд руб.) и краткосрочная аренда жилья (15,6 млрд руб.). Пятерка отраслей-лидеров не изменилась по сравнению с 2018 г., при этом каршеринг поменялся местами с карпулингом (сервисы по поиску попутчиков), обогнав последнего по объему транзакций. Вместе с тем динамика роста шеринг-рынка в нашей стране взяла новую вершину: 50% вместо прошлогодних 30%.
Среди основных трендов экономики совместного потребления в России в 2019 г. РАЭК и ТИАР-Центр выделяют взросление аудитории – развитие пользовательских сообществ в возрастной группе 40+, а также расширение географии – рост пользования шеринг-сервисами в регионах, в том числе за пределами региональных столиц.
2017
`Экономика совместного потребления (ЭСП) – динамично развивающаяся в России социально-экономическая модель, уже сегодня вносящая серьезный вклад в развитие национальной и региональной экономик. Исследование определяет компании сферы экономики совместного потребления (КСЭП) как онлайн-платформы, позволяющие людям и компаниям объединяться с целью совместного использования принадлежащих им ресурсов. Компании ЭСП развивают собственную систему контроля качества услуг, основанную на доверии пользователей, их оценках друг друга: в частности, отзывам и системе рейтингов. Традиционные средства защиты прав потребителей замещаются механизмом, в котором пользователи сами оценивают и контролируют друг друга`, - комментирует Антон Губницин, PBN Hill+Knowlton Strategies.
Организаторы исследования - РАЭК, PBN Hill+Knowlton Strategies, Яндекс и AVITO выделяют следующие критерии отнесения к КСЭП:
- Работает онлайн
- Создает сообщество людей - пользователей и владельцев ресурсов
- Предполагает пользование вместо покупки
`Экономика совместного потребления, ее сервисы не могут существовать без сообщества пользователей. Таким образом, платформы экономики совместного потребления становятся местом, где встречаются предложения и пользователи`, - отмечает Горный Александр, VK (ранее Mail.ru Group).«Трансформация 2.0». Опыт роста технологической зрелости ритейлера «Лента» представлен на TAdviser SummIT
Компании ЭСП позволяют рационально использовать ресурсы или обмениваться ими, снижая нагрузку на окружающую среду и позволяя получать дополнительный доход множеству людей из различных стран мира, тем самым выполняя важную социальную функцию. Доходы самих компаний, как правило, составляют не более 15% от оборота. Остальное получают пользователи.
Пользователи ЭСП, как правило, получают дополнительный заработок (около 25% от годового дохода семьи), который в основном идет на покрытие расходов, связанных с содержанием имущества (топливо, оплата коммунальных услуг, страховка и т.п.) и выплату налогов.
Компании ЭСП позволяют экономить не только индивидуальным пользователям онлайн- сервисов, но и целым городам. Они помогают существенно разгрузить городскую инфраструктуру (в особенности транспортную), упростить доступ к целому ряду услуг и товаров.
Изменения, которые несет ЭСП:
- создание цифровой экосистемы
- снижение нагрузки на экологию
- доверие к незнакомцу; феномен онлайн-репутации
- изменение сознания людей – приоритет пользования над владением
- развитие микропредпринимательства
Особое внимание исследование уделяет законодательной и регуляторной среде экономики совместного потребления в России.
Регулирование сектора ЭСП идет скорее «от частного к общему», т.е. через отрасли законодательства. Несмотря на всеобщий интерес к данной теме, сегодня консенсуса на тему того, что же понимается под экономикой совместного потребления в российском законодательстве, нет.
Важно отметить, что в законодательстве России встречается понятие «совместного использования» (когда имуществом владеют несколько собственников и пользуются им совместно), но оно не отражает сути ЭСП и неприменимо для новой социально-экономической модели. Таким образом, рамки использования в России модели экономики совместного потребления задаются конституционной нормой о праве граждан РФ пользоваться и распоряжаться принадлежащим имуществом для осуществления не запрещенной законом деятельности.
В рамках конференции `Рунет 2017: итоги года` были представлены главные цифры исследования экономики совместного потребления в России:
- $15 млрд. - объем мирового рынка ЭСП в 2013 году по оценкам PwC
- €28 млрд. - объем транзакций ЭСП в 2016 году в Евросоюзе по данным Еврокомиссии
- только €3,6 млрд. из €28 млрд.можно засчитать в доход самих компаний ЭСП, остальное заработали пользователи
- $335 млрд. может достичь мировой объем ЭСП к 2025 году по прогнозам PwC
- 190 млрд рублей- объем российского рынка
- Основную долю участников сообществ пользователей ЭСП составляют люди в возрасте 25-44 лет
- Более 80% пользователей считают, что ЭСП помогает экономить и заботиться об окружающей среде одновременно
Смотрите также
- Интернет-экономика
- Мобильная экономика России
- Экономика России
- Мобильные приложения (рынок России)
- Мобильный ШПД интернет (рынок России)
- Мобильная реклама (рынок России)
- Мобильный контент
- Сервисы мобильных платежей
- Сотовые телефоны (рынок России)
- Сотовая связь (рынок России)